История заварного чайника

В начале шестнадцатого столетия чай впервые попал в Европу, да не один, а со своим верным другом заварочным чайником. Небольшой горшочек, рассчитанный только на одну порцию чая, назывался Воссаго (в переводе с португальского, «большой рот», также — имя демона). Некоторые считают, что именно вассаго стал прообразом современного заварочного чайника.

В создании чайника, каким мы его знаем мы с вами, сыграло роль слияние двух веяний, достигших Европы в середине XVII века. Первое, связано с вечным соперником чая — кофе, а точнее, с исламским кофейником. Знакомство европейцев с этим предметом пришлось как раз на то время, когда кофе-дома, появившиеся в Европе и Англии, пользовались большой популярностью. Второе — с китайскими сосудами для вина, служившими упаковкой для чая при его перевозке и были заморской диковинкой. Таким образом, чайник является неким синтезом кофейника и винного сосуда, унаследовав у последнего свою шарообразную форму.

Первые экземпляры европейских чайников были достаточно неудачными: тяжеловесные и неудобные, из керамики довольно грубого изготовления, они не шли ни в какое сравнение с изящными изделиями китайских мастеров. Еще долгое время Китай оставался основным источником фарфора. Вест-индская компания импортировала его в огромных количествах.

В начале XVIII века немецкие, а затем и английские мастера научились производить фарфор, по качеству не уступающий китайском. Началось его массовое производство на мануфактурах.

Немного позднее в Европе появилась чайная посуда из металла. Изысканные столовые приборы из серебра были символом высокого социального статуса. Возникла мода на чайные сервизы. Интересно и то, что чайник в этих сервизах не имел постоянной формы, первоначально шарообразный, на какое-то время он стал прямоугольным, а затем овальным. Естественным недостатком серебряных чайников было то, что они сильно нагревались, в том числе ручка. А это сказывалось на вкусе чая. Одновременно появились оловянные чайники, как более дешевый вариант для тех, кто не мог позволить себе дорогие серебряные.

В конце XVIII века чайник приобрел все свои основные черты, которые сохраняет и сегодня.

В начале XX века наметилась тенденция к упрощению форм, целенаправленное развитие их в пользу повышения функциональности. Продолжали развиваться классические направления, сказывались витавшие в то время дизайнерские идеи: кубизм Корбюзье, позднее Art Decoс с философией «Машина как предмет искусства».

Вторая мировая война и последовавший за ней глубокий кризис и депрессия стали безвременьем для чайников. Последующие 50-е и 60-е годы были эпохой функционального модернизма. И лишь в 70-е оригинальный дизайн стал постепенно возвращаться, но это было лишь проявлением модернизма на более высоком уровне, 80-е стали своеобразным ренессансом, возвращением изящности и элегантности XVIII и XIX веков. Имитации классических сервизов занимали место в современных квартирах. Наряду с этим развивалось и новое поколение высоко функциональных заварочных чайников для повседневного потребления.

Наметившаяся в 80-е годы тенденция следовать классическим образцам плавно перетекла и в 90-е. Изящные чайные сервизы с изысканно декорированными чайниками имеют стабильный спрос у потребителей. Актуальны и формы, близкие к классическим.
Фарфор по-прежнему остается дорогим , а значит, востребованным остается дешевый и доступный заменитель фарфора — фаянс.

В современной Европе популярны металлические чайники, видимо, Они редко используются в быту, являясь принадлежностью ресторанов и баров. Обычно, такие чайники рассчитаны на 1-2 чашки чая, точнее, на один пакетик. Обычный листовой чай в них не заваривают. Выполнены такие чайники, как правило, из нержавеющей стали, отличительной чертой которой является то, что она полностью нейтральна по отношению к тому, что заполняет ее изнутри.

Стекло также является абсолютно нейтральным материалом, поэтому изготовленные из него заварочные чайники более чем популярны. Стекло, которое используется для чайников, жаростойкое. Именно в стеклянных чайниках часто используется конструкция, когда заварка не свободно плавает в кипятке, а находится в специальной воронке-фильтре, через которую в чайник заливается вода. Она может быть стеклянной с отверстиями или сетчатой, часто позолоченной. Это обеспечивает идеальную прозрачность чая, отсутствие в нем чаинок. Подобная конструкция в чайниках из других материалов применяется гораздо реже.

Новейшим веянием чайной моды можно считать чайник, предназначенный для заварки исключительно листового чая. В его емкости находится пресс, поршень которого изготовлен из сетчатого материала с диаметр чайника. Чаинки свободно плавают в воде, полностью отдавая свой аромат напитку. Потом нажимается кнопка на крышке. И… чаинки пойманы в своеобразную ловушку, прижаты к дну…

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *