Монгольский чай
«О Великий Чингисхан! Непобедимый воин, славный правитель! Под копытами твоих лошадей – полмира и вся бескрайняя степь»… Они пьют масляный чай – смесь чая, молока и масла и масляное вино. И то и другое на мой вкус – гадость ужасная. Они поют на резком гортанном языке, у них коричневые скуластые лица, закаленные солнцем и ветром. Они называют себя потомками Чингисхана и гордятся своим родством. Они – китайские монголы.
Монголий как минимум две: Внутренняя – та, что входит в состав КНР, и Внешняя – которую весь остальной мир называет просто Монголия. В обеих живут дети Чингисхана и обе называют себя его родиной. Правда, мавзолей жестокого (как считаем мы) и великого (как уверены они) владыки степей стоит на китайской территории, его построили в 1950-х. Нас с детства учили, что могилы Чингисхана не существует в природе: мол, закопали глубоко в землю, а потом над этим местом прогнали табун лошадей. Так, говорят, повелел он сам – чтобы враги не добрались. А китайцы вот утверждают, что в их мавзолее – могилы Чингисхана, его нескольких жен и детей. Не верю.
Во Внутренней Монголии монголов как таковых меньше половины всех жителей, и обитают они в основном все там же – в степи. Пасут овец и коров, скачут на лошадях, иногда пьют водку «Чингисхан», на китайском почти не говорят, сохранив гортанный язык предков. В отличие от собственно Монголии, где для письма используют кириллицу (наш реванш над Золотой Ордой), обитатели Внутренней Монголии пишут загадочной вязью, которой пользовались дети степей сотни лет назад. Центр изучения монгольской культуры – Университет Внутренней Монголии.
Здесь усилиями студентов и преподавателей создали большой этнокультурный музей, посвященный истории и обычаям предков. Во всю стену – огромная карта империи Чингисхана и его потомков, мы там тоже есть – под пятой его кобылиц. Кстати, одно из объяснений скорости передвижения Чингисхана, по крайней мере, как утверждают сами монголы, – в еде. Они наливали молоко в большие кожаные мешки, которые закрепляли возле седла, – там молоко сбивалось в сыр. У каждого воина был с собой еще и мешок с подкопченным ячменем – его засыпали в молоко и ели.
Когда важные гости уезжают, их провожают песнями и большой пиалой масляного чая. Не выпить невозможно: певцы внимательно следят, чтобы даже капли на дне не осталось. При этом на своем гортанном языке они выкрикивают что?то крайне похожее на наше родное «Пей до дна! Пей до дна!». Может быть, и эту традицию завезли к нам воины Чингисхана?»
Добавить комментарий